Сегодня, в период усиливающейся конкуренции, основой процветания и развития бизнеса становится эффективное управление активами, концентрация ресурсов компаний на профильной деятельности. Аутсорсинг – один из способов решения этой задачи.
В феврале нами было проведено исследование отношения российских компаний к аутсорсингу о том, каким они видят аутсорсинг в условиях России. Всего в опросе на сайте E-xecutive приняли участие 722 члена Сообщества - представителя компаний из 31 индустрии. Опрос показал, что 63% компаний уже используют аутсорсинг, причем основная доля получателей аутсорсинга концентрируется в Москве (63,8%).
В ходе опроса было установлено, что наиболее востребованным для компаний является аутсорсинг информационных технологий и производственно-хозяйственных функций.
В начале исследования было выдвинута гипотеза о том, что среди представителей бизнеса существует расхождение в едином понимании термина «outsourcing». Различное понимание порождает соответствующие отношение и подходы к новому для многих бизнесменов процессу. Мы предложили несколько вариантов определения. Полученные результаты опроса подтвердили нашу гипотезу, 62,6% респондентов выбрали определение «Передача непрофильных функций предприятия внешней специализированной компании на длительный срок», остальная часть респондентов изложила свой вариант определения.
Традиционно считается, что на аутсорсинг следует передавать лишь второстепенные функции, некритичные для конкурентоспособности компании. В ходе изучения результатов выделено две группы функций, не связанных с основным бизнесом компаний:
функции, важные для развития бизнеса компаний, но требующие соответствующего оборудования и специализированной подготовки сотрудников, выполняющих эту работу (IT, маркетинг, реклама, юридические услуги);
функции, не требующие высокой квалификации, занимающие много рабочего времени и монотонные по характеру работ (заведение больших объемов информации в базы данных, неквалифицированный ручной труд на производстве, уборка).
Компании готовы передать на аутсорсинг такие функции, как IT (97,7%), найм и обучение персонала (97,0%), АХО (67,5%). Заметим, что процент ответов, о функциях, при отдельном рассмотрении данных по Москве, Санкт-Петербургу и регионам, дал идентичную картину распределения.
Переход на аутсорсинг - сложный и ответственный момент для компании. Осознав необходимость в срочных изменениях в управлении и поняв, какие подразделения компании лежат финансовым грузом, руководство 78,2 компаний самостоятельно принимает решение передать их на аутсорсинг. В 30,7% случаях компании консультируются с компаниями, предлагающими аутсорсинговые услуги, 15% обращаются в консалтинговые фирмы.
При рассмотрении функций, уже переданных компаниями на аутсорсинг, выяснилось, что переведены на аутсорсинг те же функции, которые компании сочли целесообразными для передачи, а именно - административно-хозяйственные и информационные технологии.
Функции, переданные компаниями на аутсорсинг, в % (n=437)
Отдельно была сформирована группа вопросов о плюсах и минусах аутсорсинга.
Плюсы аутсорсинга, в % (n=722)
Минусы аутсорсинга, в % (n=620)
Респондентам не использующим в настоящее время аутсорсинг, чтобы уточнить их планы, был задан вопрос: «Планируете ли вы пользоваться услугами аутсорсинговых компаний в будущем?»
Использование аутсорсинга в будущем, в % (n= 722)
Из 37% компаний, не являющихся потребителями услуг аутсорсинга, 60,6% планируют использовать их в будущем. Группу потенциальных клиентов попросили пояснить, какие функции они передадут на аутсорсинг при положительном решении и какие критерии будут определяющими при выборе компании-аутсорсера. Ответы распределились следующим образом: функции IT будут переданы в 97,5% компаний, АХО – 51,6%. К важным критериям отнесены: знание подрядчиком отраслевой специфики – 91,0%, цена услуг подрядчика – 66,2%, репутация подрядчика – 58%.
Функции для передачи на аутсорсинг в будущем, в % от числа ответивших (n=157)
Источник: http://www.e-xecutive.ru/files/img2/outs.htm |